Главная » Образовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО

Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
 С 1 сентября 2022 года начали  действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, начали  учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновленные  ФГОС  НОО И ООО: ОБЗОР 18 ключевых изменений новых возможностей

Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Пункт 6. Приказа № 286 Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. ФГОС НОО
 Вариативность содержания программ начального общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
1) требований к структуре программ начального общего образования, предусматривающей наличие в них:
единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее — учебный предмет);
целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее — учебный курс);
части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее — учебный модуль).
2) возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
ФГОС предусматривает возможность для Организаций, являющихся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы начального общего образования требованиям, предъявляемым к уровню начального общего образования.
Пункт 5. Приказа № 287 Министерства просвещения России № 287 от 31.05.2021 г. ФГОС ООО
Вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
1) требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:
единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее — учебный предмет);
целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее — учебный курс);
части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее — учебный модуль).
2) возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
ФГОС предусматривает возможность для Организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования
  1.  Планируемые результаты
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
 Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
  1. Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
  1. Пояснительная записка к Программе
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
  1. Содержательный раздел Программ
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
  1. Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
  1. Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)
  1. Программа формирования универсальных учебных действий
По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
  1.  Предметные области и предметы
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).  
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.
При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО)
  1. Объем урочной и внеурочной деятельности
ФГОС НОО (2009 года): 2904 – минимум, 3345 – максимум
ФГОС ООО (2010 года): 5267 – минимум, 6020 – максимум
ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум
(п. 32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум
(п. 33.1 ФГОС ООО)
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
  1. Особенности обучения детей с ОВЗ
В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
  1. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
  1. Деление учеников на группы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей ( ФГОС НОО, ФГОС ООО)
  1. Информационно-образовательная среда
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
  1. Оснащение кабинетов
Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)
  1. Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
  1. Психолого-педагогические условия
В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
  1. Повышение квалификации педагогов
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО
 
 

МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» на пути к  переходу на обновленные   ФГОС НОО И ФГОС ООО С 01.09.2022

1. Утверждены приказы по МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» от 21 декабря 2021 года, обеспечивающие переход на обновленный ФГОС-2021 :
Создана рабочая группа по обеспечению перехода на обновленные ФГОС – 2021 в МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» (Приказ от 21.12.2021 года № 151: который определяет состав рабочей группы по обеспечению перехода МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» на обновленные ФГОС- 2021
 Руководитель группы: директор Е.И. Реутова
Члены рабочей группы:
  • Чемлыкова Л.В.– заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности;
  • Крупина Е.А. — заместитель директора по качеству образования;
  • Горбунова И.В. – заместитель директора  по содержанию и  реализации образовательных программ;
  • Горбунова С.Н. – заместитель директора по управлению ресурсами;
  • Осичева А.А. – руководитель психолого-педагогической службы, педагог — психолог;
  • Степанова Ю.М. – социальный педагог;
  • Вертикальные методические объединения:
  • Труфакина Г.А. –   информационно — аналитическое ;
  • Шукалович С.В. –  учителей начальных классов;
  • Ванюкова А.А. –  гуманитарно — лингвистическое  ;
  • Потахина Г.Р. –  общественно — научное ;
  • Белова Н.А. – естественно — научное
Определен фокус внимания членов рабочей группы по введению обновленных ФГОС-2021, это 5 ведущих направлений (создание сообществ групп лидеров изменений в формате метагрупп):
1. Обновление содержания начального общего образования в МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова»;
2. Обновление содержания основного общего образования в МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова»;
3. Обновление системы оценки планируемых результатов освоения Программ начального общего образования и Программ основного общего образования МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова»;
4. Обновление содержания Программ начального общего образования и Программ основного общего образования, обеспечивающего целостность урочной и внеурочной деятельности;
5. Обновление системы психолого-педагогические условий, обеспечивающих реализацию Программ начального общего образования и Программ основного общего образования
Определен график перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования на 2021-2027 годы
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8

9

Учебный год
НОО
ООО
2021/22
С
С
С
С
С
С
С
С
С
2022/23
В
С
С
С
В
С
С
С
С
2023/24
В
В
С
С
В
В
С
С
С
2024/25
В
В
В
С
В
В
В
С
С
2025/26
В
В
В
В
В
В
В
В
С
2026/27
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В – обязательное введение новых ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
С – необходимо согласие родителей для перехода на новые ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
Определено содержание положение о составе рабочей группе по обеспечению перехода МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» на обновленный ФГОС -2021, которое фиксирует цель, основные задачи, функции, а также порядок формирования рабочей группы муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа  «Средняя общеобразовательная школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» (далее — школа) по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (далее – ФГОС-2021), утвержденных приказами Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 и № 287.
Задает направления деятельности и целевых ориентиров рабочей группы по обеспечению перехода на обновленный ФГОС начального и основного общего образования, для рассмотрения вопросов по внедрению ФГОС НОО и ООО в школе по следующим направлениям: «Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Нормативно-правовое обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Методическое обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Информационное обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО».
Основная цель рабочей группы – обеспечить системный подход к переходу на обновленный ФГОС-2021 на уровнях начального и основного общего образования с учетом имеющихся в школе ресурсов, условий и возможностей в соответствии с Планом действий МОУ «Средняя школа  № 8 имени Н.Г. Варламова» по обеспечению перехода на обновленный ФГОС-2021 на 2021-2022 г. и перспективу 2022-2027 г.» Основными задачами рабочей группы являются:
разработка Программы начального общего образования и Программы основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС-2021;
определение условий для реализации Программы начального общего образования и Программы основного общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС-2021;
• внесение изменений в действующие локальные нормативные акты, приведение их в соответствие с обновленным ФГОС-2021;
• анализ и удовлетворение потребностей школы в подготовке педагогических кадров и руководящих работников с учетом динамики требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса;
• мониторинг первоначального состояния, динамики и результатов деятельности школы по направлениям реализации основных образовательных программ школы (здоровье учащихся, ресурсное обеспечение, условия и результаты образования);
• обеспечение координации мероприятий, направленных на введение обновленных ФГОС-2021 с учетом действующих программ;
• создание системы информирования общественности и всех категорий участников образовательного процесса о ходе внедрения обновленных ФГОС-2021.

Документы и научно — методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС — 2021:

Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)

Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)

Обновленные ФГОС НОО, ООО содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)

Документы  МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова» , регулирующие введение и обеспечению перехода на обновленные ФГОС — 2021:

Единое содержание образования

Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
Учебные предметы https://edsoo.ru/study-subject/

Обновлённый ФГОС СОО

Обновлённый ФГОС СОО

Обновленный ФГОС среднего общего образования 

Изменения в ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований

С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732. Реализация обновленного ФГОС СОО будет исполнятся посредством федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1014 от 23 ноября 2022 года. Федеральные основные образовательные программы (ФООП) — это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. 
Минпросвещения утвердило поправки в стандарт СОО (приказ от 12.08.2022 № 732).
В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ.  
Планируемые результаты
В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. 
Личностные результаты
Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
• гражданское;
• патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.Метапредметные результаты
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Предметные результаты
В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.
В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
Предметные области и предметы
В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно. Еще изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».
Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице:
Предметная область
Учебные предметы и уровни изучения по ФГОС СОО   (Приказ 413)
Учебные предметы и уровни изучения в новой редакции ФГОС СОО                           (Приказ № 732)
Русский язык и литература
Русский язык (базовый и углубленный уровень)
Русский язык (базовый уровень)
Литература (базовый и углубленный уровень)
Литература (базовый и углубленный уровень)
Родной язык и родная литература
Родной язык (базовый и углубленный уровень)
Родной язык (базовый уровень)
Родная литература (базовый и углубленный уровень)
Родная литература (базовый уровень)
Иностранные языки
Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)
Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)
Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень)
Второй иностранный язык (базовый уровень)
Математика и информатика
Математика включая алгебру и начала математического анализа, геометрию(базовый и углубленный уровень)
Математика включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»)(базовый и углубленный уровень)
Информатика (базовый и углубленный уровень)
Информатика (базовый и углубленный уровень)
Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные науки»)
История (базовый и углубленный уровень)
История включая учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» (базовый и углубленный уровень)
География (базовый и углубленный уровень)
География (базовый и углубленный уровень)
Обществознание (базовый уровень)
Обществознание (базовый и углубленный уровень)
Экономика (базовый и углубленный уровень)

Право (базовый и углубленный уровень)

Россия в мире (базовый уровень)

Естественнонаучные предметы (предыдущее название –
Физика (базовый и углубленный уровень)
Физика (базовый и углубленный уровень)
Химия (базовый и углубленный уровень)
Химия (базовый и углубленный уровень)
«Естественные науки»)
Биология (базовый и углубленный уровень)
Биология (базовый и углубленный уровень)
Астрономия

Естествознание

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура (базовый уровень)
Физическая культура (базовый уровень)
Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)
Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)
Экология (базовый уровень)

В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Объем аудиторной нагрузки
В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
 
Границы аудиторной нагрузки
 
ФГОС СОО в предыдущей редакции
ФГОС СОО в новой редакции
Минимум
 
2170
2170
Максимум
 
2590
2516
Учебный план
В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов.
Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.
Напомним, что сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.
А еще изменили подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
Программа коррекционной работы
В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы.  Теперь в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медикопедагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.
Также для школьников с ОВЗ школы создадут специальные условия обучения и воспитания, разработают адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. А еще в школах будут следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставят услуги ассистента и техническую помощь.
Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Теперь она должна включать:
1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования.
2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно — деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности